ФЭНДОМ

Западно-Сибирская равнинаравнина, расположенная на севере Евразии между Уральскими горами и рекой Енисей на западе и востоке и Алтайскими горами и побережьем Карского моря на юге и севере соответственно. Наиболее экономически-освоенная часть Сибири.

Географическое положение Править

Западно-Сибирская равнина расположена на территории двух государств и занимает (полностью или частично) ряд их субъектов.

Российская Федерация:

Казахстан:

Геология Править

Равнина располагается на относительно молодой Западно-Сибирской плите и долгое время представляла из себя дно обширного морского бассейна, о чём свидетельствуют и мощные слои осадочных пород мезозойско-палеозойского возраста. В периоды оледенений в Западной Сибири формировались ледниковые системы озёр и речных русел, переносивших воды многочисленных рек на юг, в бассейн Каспийского моря. Таким образом, заболоченность региона является следствием событий его геологической истории.

В центральной части равнины расположена система антеклиз, синеклиз и желобов, а также цепь Сибирских Увалов. Подобные неровности рельефа, как правило, связаны с выступами и понижениями кристаллического фундамента плиты.

Северная часть равнины — крупный нефтегазоносный бассейн, один из крупнейших источников сырья для российской топливной промышленности.

Чередование осадочных пластов значительной мощности и различных водоупорных качеств способствует наличию системы подземных (в том числе артезианских и горячих) вод.

Распространены термокарстовые (на севере) и суффозионные формы рельефа. Присутствуют многочисленные следы ледниковой деятельности: многолетняя мерзлота, моренный рельеф.

Гидрография Править

Гидрография региона развита и представлена рядом крупнейших рек Евразии (Обь, Иртыш, Енисей), более мелкими водными артериями, такими как Пур и Таз, а также обширной системой болот. Значительные территории равнины подвергаются сезонному затоплению.

Общий размер речного стока составляет примерно 1200 км3 в год, причём большая часть этой величины приходится на весенне-летний период.

Климат Править

Для Западно-Сибирской равнины характерен главным образом континентальный климат. Зимний период, в целом, продолжительный, с малым количеством оттепелей, но погода отличается неустойчивостью, что является следствием контакта воздушных масс Исландского минимума и области повышенного давления на юге региона. В тёплое же время года, по причине инверсии сложившейся зимой метеорологической обстановки (над равниной устанавливается зона пониженного давления) преобладают ветра северных направлений, что способствует увеличению влияния атлантических воздушных масс и росту количества осадков, большая часть которых выпадает в лесной зоне.

Природная зональность Править

По причине относительного однообразия рельефа, природные зоны Западной Сибири имеют хорошо различимые границы. Однако ряд переходных зон здесь отсутствует или выражен крайне слабо, например, не наблюдается значительных участков, занятых смешанными и широколиственными лесами. В целом же ландшафтные различия в пределах зон не достигают такой выраженности, как, например, на Восточно-Европейской равнине, а из самих ландшафтов преобладают гидроморфные (болота, солонцы и солончаки).

Ссылки Править

Равнины России
Равнины
Русская (Восточно-Европейская) | Западно-Сибирская
Низменности
Прикаспийская | Северо-Сибирская | Яно-Индигирская | Колымская | Абыйская | Чаунская | Анадырская Парапольско-Бельская | Средне-Обская | Кондинская