География России
Advertisement

Ана́па — курортный город на юге России, расположен в Краснодарском крае, у побережья Чёрного моря. Город краевого подчинения и административный центр муниципального образования «Город-курорт Анапа». Климатический и бальнеологический курорт, преимущественно детский. В 2011 году присвоено звание «Город воинской славы».

Физико-географическая характеристика[]

География

Анапа находится в юго-западной части Краснодарского края России на берегу Чёрного моря. Анапа расположена в 1,5 тыс. км от Москвы, в 190 км от Краснодара, в 360 км от Сочи на стыке Большого Кавказа и Таманского полуострова.

Здесь лесистые кавказские предгорья сменяются цветущими долинами, а равнины Тамани перемежаются морскими лиманами. Летний зной смягчается прохладным ветром с моря.

Песчаный пляж (см. Анапская пересыпь) плавной дугой окаймляет море, образуя удобную и красивую бухту. Мелководье в районе Анапы хорошо прогревается. Средняя температура воды в купальный сезон, что длится с конца мая по конец сентября (начало октября), 21—25 °C.

Гидрография

По территории города Анапы протекает река Анапка, соединяющая Анапские плавни с морем.

Климат[]

Климат Анапы за 2007 - 2016 гг
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 17,7 21,0 24,5 31,0 31,2 36,3 38,0 38,2 32,9 35,6 27,1 22,3 38,2
Средний максимум, °C 6,0 6,2 9,3 14,7 19,6 24,1 28,1 28,3 23,3 17,6 11,8 7,7 16,4
Средняя температура, °C 3,3 3,7 6,9 11,3 17,0 22,4 25,1 25,4 20,3 13,9 9,0 5,4 13,6
Средний минимум, °C 0,0 0,3 2,7 7,7 12,2 16,8 19,5 19,1 14,5 9,8 4,9 1,6 9,0
Абсолютный минимум, °C −23,9 −19,6 −13,2 −5,1 0,7 7,0 11,0 8,5 0,8 −6,3 −12,2 −18,9 −23,9
Норма осадков, мм 52 49 49 40 36 43 33 40 46 42 59 68 560
Средняя влажность, % 81 78 77 77 77 78 71 69 72 75 79 81 76
Температура воды, °C 7,0 6,2 7,5 10,7 15,3 20,5 23,5 24,4 21,3 17,0 12,3 9,0 14,6
Источник: Погода и климат,.

Климат города средиземноморский. Кавказские горы в районе Анапы невелики и представляют собой невысокие, покрытые лесом холмы высотой до 200 метров. Из-за невысокого характера гор, подъёма воздушных масс и конденсации влаги здесь не происходит, что является причиной засушливого и жаркого лета, характерного для средиземноморского климата. Зимой доминируют циклоны с Чёрного моря, Средиземного моря или Атлантического океана, которые вызывают пасмурную погоду, с продолжительными обложными осадками. Иногда вторгаются холодные антициклоны с севера и северо-востока, которые приносят кратковременные морозы. Среднегодовая сумма осадков составляет в Анапе 450 мм.

Очень редко, приблизительно раз в десять лет, в Анапе случаются сильные морозы. Например, 23 января 2006 года в городе температура падала до −23,9 °C.

Административное деление[]

Город Анапа (город краевого подчинения) как объект административно-территориального устройства Краснодарского края состоит из следующих административно-территориальных единиц: город Анапа (с подчинённым ему хутором Чембурка) и 2 сельских округа: Витязевский (село Витязево) и Благовещенский (станица Благовещенская).

В Анапе находится администрация муниципального образования город-курорт Анапа со статусом городского округа, образованного в границах административно-территориальных единиц: города (краевого подчинения) Анапы и Анапского района.

  • Городские территории (микрорайоны): 12 (изначально 1-й и 2-й микрорайоны, название «12-й» появилось в результате пропуска дефиса на соответствующей автобусной остановке); 3; 3А; 3Б; Алексеевский
  • Курортные посёлки города (краевого подчинения) Анапы и Анапского района: Верхнее Джемете, посёлок Сукко́, посёлок Супсех, посёлки Большой и Малый Утриш, станица Благовещенская, посёлок Варваровка, посёлок Витязево, посёлок Цыбанобалка, хутор Воскресенский, посёлок Пятихатки, хутор Чембурка, хутор Красный, хутор Просторный.

Экономика[]

Туризм[]

В городе-курорте Анапа развита инфраструктура отдыха и гостеприимства. Большое количество санаториев, которые работают круглогодично, пансионатов, баз отдыха, больших и малых гостиниц.

Протяжённость пляжа составляет: 42 километра песчаного и 12 километров галечного. Работает множество магазинов по продаже различных сувениров и пляжного инвентаря.

В 2011 году Анапа признана «Лучшим бальнеологическим курортом мира» по версии ФЕМТЕК (Международной Ассоциации климато- и бальнеолечения).

В окрестностях Анапы развита туристическая инфраструктура: Африканская деревня, Греческая деревня, Армянская деревня, Уникальный парк динозавров, Кипарисовое озеро в Сукко, Утришский дельфинарий в Большом Утрише, дайвинг-клубы и конные прогулки.

В городе работают 2 аквапарка и океанариум. Также в 2017 году завершилось строительство колеса обозрения высотой 70 метров, второго по высоте в России.

Торговля[]

Как федеральный курорт, ежегодно принимающий миллионы гостей, Анапа является крупнейшим рынком для сбыта сельскохозяйственной и промышленной продукции кубанских и российских производителей. В 2010-м году рост торговой отрасли составил более 120 %. В структуре потребительского рынка города-курорта Анапа работают более 2-х тысяч хозяйствующих субъектов, жителям города и района предоставлено более 17-ти тысяч рабочих мест. Ежегодно потребительская сфера наполняет бюджет города более чем на 400 миллионов рублей. Чтобы обеспечить анапчан и гостей курорта самой качественной сельхозпродукцией по доступным ценам (мясо — свежая свинина от 250 руб./кг), в городе выполнена программа «ярмарка-привоз — в каждый район». Во всех 10 сельских округах муниципалитета и 5 районах города работают на постоянной основе ярмарки-привозы с самым широким ассортиментом продукции. Количество посадочных мест на предприятиях общепита составляет 200 на 1000 населения (при норме 40). В городе работают 3 специализированных детских кафе: «Любимое», «Ангел», «Баскин Робинс».

Промышленность[]

Есть предприятия пищевой промышленности (хлебозавод, винзавод и др.).На территории города-курорта Анапы есть два старейших действующих винзавода — ЗАО «Джемете» и ЗАО КПП «Лазурный» (основан в 1938г). Один, расположен в курортной зоне на высоком берегу Чёрного моря. Другой в районе рынка «Восточный». При этом в окрестностях Анапы хорошо развито виноградарство и виноделие.

Мясокомбинат, молочный завод и прядильно-ткацкая фабрика (земли, на которых находились данные объекты, проданы частным лицам под гостиничные комплексы), пивоваренный завод (ООО «Богерхаус»).

Транспорт[]

Железнодорожный транспорт

На территории городского округа расположена железнодорожная станция Анапа (в посёлке Верхнее Джемете), структурно входящая в состав Краснодарского региона Северо-Кавказской железной дороги. Нередко следующие в Анапу пассажиры используют железнодорожную станцию Тоннельная, расположенную на линии Крымская — Новороссийск в посёлке Верхнебаканский в 35 км от Анапы.

Водный транспорт

В городе расположен пассажирский морской порт Анапа (для малотоннажных прогулочных судов).

Воздушный транспорт

На территории городского округа расположен международный аэропорт Анапа (между селом Цибанобалка и хутором Красный Курган).

Автомобильный транспорт

На территории города расположен Анапский автовокзал, откуда осуществляется перевозка пассажиров автобусами по междугородным и межмуниципальным маршрутам.

Городской транспорт

В Анапе существуют разветвлённая маршрутная сеть автобусов и маршрутных такси. Основными перевозчиками являются Анапское ПАТП и ООО «Южные транспортные линии».

Образование и наука[]

В городском округе город-курорт Анапа имеется 26 школ, гимназии, а также несколько ВУЗов, ССУЗов и различных филиалов.

Гимназии и немуниципальные образовательные учреждения:

Муниципальные общеобразовательные учреждения:

  • Гимназия «Эврика»
  • Гимназия «Аврора»
  • Кадетская школа им. Старшинова Н. В. (МАОУ КШ)

Немуниципальные общеобразовательные учреждения:

  • НЧОУ «Светоч»
  • НЧОУ гимназия «Росток»
  • НЧОУ «Возрождение»
  • НЧОУ «Преображение»

ВУЗы:

  • Институт береговой охраны ФСБ России, который готовит и повышает квалификацию специалистов береговой охраны Пограничной службы ФСБ России.
  • Филиал ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет в г. Анапе обучает по направлениям высшего образования: 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»,  43.03.02 «Туризм», 43.03.03 «Гостиничное дело». По направлениям среднего специального образования: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 43.02.10 «Туризм».
  • Филиал Российского государственного социального университета. В филиале — лучшая в городе научная библиотека, насчитывающая 62,4 тыс. экземпляров учебной и методической литературы, которой могут пользоваться жители Анапы.
  • Филиал Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова (Астраханская ул., 88).
  • Филиал Академического правового института при Институте государства и права РАН (Анапское шоссе 89, блок 3, 2 этаж.).
  • Филиал Кубанского государственного аграрного университета (Черноморская ул., 11).
  • Филиал Южного института менеджмента (Крымская ул., 244).

ССУЗы:

  • Анапский индустриальный техникум (Промышленная ул., 2 а).
  • Анапский колледж сферы услуг (Краснодарская ул., 25).
  • Анапский сельскохозяйственный техникум (Черноморская ул., 11).
  • Филиал Новороссийского медицинского колледжа (Крымская ул., 24)
  • Филиал Социального колледжа РГСУ
  • Филиал Академического правового колледжа (Анапское шоссе 89, блок 3, 2 этаж.).
  • Филиал Педагогического колледжа МГПУ имени М. А. Шолохова (Астраханская ул., 88).
  • Филиал Университетского экономико-технологического колледжа СГУ

Культура[]

В МО город-курорт Анапа находится 29 общедоступных библиотек, из которых 4 — детские. В 2010 году библиотеки Анапы получили более 8000 книг, газет и журналов было выписано более чем на миллион рублей. Кроме того, было приобретено 900 компакт-дисков.

В Анапе работает археологический музей под открытым небом «Горгиппия», а также краеведческий музей.

Музыка[]

В мае 2011 года анапская группа Neoclubber дебютировала во всемирно известном хит-параде легендарного музыкального журнала Billboard.

Литература[]

В городе действует муниципальное литературное объединение «Парус», объединяющее молодых поэтов и писателей, и с 2016 года имеющее в названии статус «народного».

Спорт[]

Широко развиваются спортивные школы. Проходят соревнования по пляжным видам спорта.

С июня 2007 года в самом центре курорта на акватории Анапской бухты работает морской воднолыжный стадион на электротяге — кольцевая канатная дорога для буксировки воднолыжников. На сегодняшний день на разных континентах действует около четырёхсот кольцевых воднолыжных канатных дорог. И только четыре в мире расположены на море: в Российской Федерации (Анапа), в Испании, в Хорватии, Черногории. Площадь морского стадиона 11 га. В 2008 году на анапском морском воднолыжном стадионе проведён V Чемпионат мира по кабельному вейкбордингу (полноформатный чемпионат мира проведён на Кубани впервые). Россия впервые завоевала «золото» и «серебро» Чемпионата мира в одной из категорий.

В 2007 открылся спортивно-учебно-оздоровительный центр «Волей Град» имени Юрия Сапеги — специализированный центр подготовки мастеров волейбола и пляжного волейбола.

В 2010 году подготовлено: 12 Мастеров спорта России, 31 кандидат в мастера спорта, 244 спортсмена 1 разряда и более 2-х тысяч спортсменов массовых разрядов. В школах Анапы в 2010 году увеличили количество спортивных секций до 164-х, сегодня в них занимаются почти 5 тысяч учащихся. В 14 учреждениях дополнительного образования сейчас занимается спортом более 14 тысяч несовершеннолетних, что составляет 95 % от общего числа учащихся в школах. В 2010 году учащимися анапских спортшкол на всероссийских и краевых соревнованиях было завоёвано 108 медалей (в 2009 году — 80).

Наиболее яркие победы анапских спортсменов:

  • победа на первенстве мира и Европы по самбо Эльпиды Аслановой,
  • победа на кубке Европы по дзюдо Этери Сехниашвили,
  • победа на первенстве мира по парусному спорту Андрея Загайнова.
  • на V Чемпионате мира вейкбордингу на лебёдке четвёртое место в командном зачёте, большая часть национальной сборной Российской федерации были анапчане.

В 2010 году произошло возрождение профессиональной футбольной команды Анапы, основной состав которой сформирован из анапских футболистов. В настоящее время команда «Парус» проводит тренировочные сборы для подготовки к участию в чемпионате Краснодарского края, где ставится задача занять место в первой пятёрке.

По итогам 2011 года Анапа признана самым спортивным городом на Кубани. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв по этому поводу вручил главе курорта Татьяне Евсиковой почётную грамоту, а городу выделена премия 5 миллионов рублей на дальнейшее развитие массового спорта и физкультуры.

6 октября 2012 года в Анапе было создано объединение болельщиков московского «Спартака» — «Красно-Белая Анапа».

В 2011 году ФК Парус перебазировался в посёлок Витязево. Там же клуб будет проводить домашние матчи.

В 2013 году был создан ФК Анапа который в сезоне 2013 выступал во второй лиге Краснодарского края. В сезоне 2014 ФК Анапа заявился в высшую лигу Краснодарского края.

С 2008 года в городе функционирует Йога-центр, где местные жители и отдыхающие практикуют йогу (начальный и средний уровни, йогатерапия позвоночника, йога для беременных, общеукрепляющая практика, детская йога и другие). На базе центра проводятся регулярные семинары со знаменитыми йогами России.

С 2008 года на водных трассах анапского морского воднолыжного стадиона регулярно тренируются анапские параолимпийцы. Этот морской спортивный комплекс работает как объект адаптивной физкультуры с 2007 года.

Связь[]

На рынке представлены шесть операторов сотовой связи: МТС, Билайн, Мегафон, TELE2, Skylink, YOTA.

Архитектура, достопримечательности[]

  • Археологический музей-заповедник «Горгиппия» — археологический раскоп кварталов Горгиппии (главным образом I—II вв., раскопки ведутся с 1975 года), богатое собрание античных предметов[1]
  • Ворота турецкой крепости («Русские ворота»)
  • Храм Святого Онуфрия Великого — один из самых старых храмов на Кубани
  • Анапский маяк на набережной

Природные памятники:

  • Заказник «Большой Утри́ш», в котором находится реликтовый можжевёлово-фисташковый лес.
  • Парк Ореховая роща на перекрёстке улиц В. Маяковского и И. Голубца.
  • Анапский дельфинарий на Большом Утрише — единственный дельфинарий в России, расположенный в открытой морской акватории

Памятники[]

  • Памятник Дмитрию Калинину — капитану советских десантников отдавших свои жизни в бою с немецко-фашистскими войсками в районе Анапы.
  • Скульптура «Голова и когти доисторического ящера на скале» (скульптор Бабак В. В.) — вход в детский парк у реки Анапки
  • Памятник полководцу Ивану Гудовичу (установлен в сентябре 2011 года)
  • Памятник полководцу Александру Суворову (установлен в августе 2013 года)
  • Памятник атаману Алексею Безкровному
  • Памятник авиаконструктору Корытину
  • Памятная стела «Город воинской славы»

Примечания[]

Advertisement